Бесплатный марафон по заработку на дизайне инфографики для маркетплейсов с нуля
Бесплатный марафон по заработку на дизайне с нуля
Дмитрия Сугак

Ошибки начинающих фрилансеров в общении с клиентами

графический дизайнер и автор блога

Привет! Меня зовут Дмитрия Сугак. Многие из вас слышали о фрилансе. Обычно фриланс ассоциируется со свободным графиком и большим заработком. На деле же новички часто допускают ряд стандартных ошибок, из-за которых разочаровываются и возвращаются в найм. Ниже я расскажу, что это за ошибки и как их избежать.

Как начать путь во фрилансе с нуля?

В последние годы фриланс становится всё более популярным способом работы. Это неудивительно, ведь он дарит огромные возможности: право выбирать рабочее время, заказчиков, выходные дни и отпуск. Чтобы переход на фриланс не был чем-то хаотичным и непонятным, советую придерживаться следующих правил:
  1. Определитесь с навыками и нишей. Самое важное — услуги, которые вы можете предложить. Начинающие фрилансеры работают в самых разных областях: от письма и графического дизайна до веб-разработки и бухгалтерского учета. Подумайте о своем опыте, образовании и увлечениях, чтобы определить, что вы можете предложить клиентам. После того, как вы определились со своими навыками, нужно найти нишу, в которой вам больше всего нравится работать. Это поможет выделиться среди конкурентов и привлечь клиентов, которым нужны специализированные услуги. Например, если вы писатель, вы можете специализироваться на копирайтинге для сферы красоты.
  2. Создайте портфолио. Это незаменимый инструмент фрилансера, который демонстрирует ваши навыки потенциальным клиентам. Предлагаю рассмотреть создание веб-сайта с вашими работами, краткой биографией и контактами для связи. Если у вас нет работ для демонстрации, сами создайте нескольких образцов для добавления в свое портфолио.
  3. Определите свой целевой рынок. Другими словами, определите типы клиентов, с которыми вы хотите работать. Например, если вы графический дизайнер, специализирующийся на брендинге для малого бизнеса, вашей целевой аудиторией будут начинающие предприниматели и стартапы.
  4. Установите цену на услуги. Для этого изучите, сколько берут другие фрилансеры в вашей области, и определите, сколько вам нужно зарабатывать, чтобы покрыть свои расходы и получить прибыль. Не бойтесь корректировать цену по мере того, как приобретете больше опыта и укрепите свою репутацию.
  5. Создайте маркетинговый план. Рассмотрите наиболее эффективные способы выхода на целевой рынок: социальные сети, сетевые мероприятия или реклама в отраслевых изданиях. Для этого разработайте маркетинговый план, в котором будут указаны ваши цели, потенциальная аудитория и конкретные стратегии.
  6. Укрепляйте рабочие отношения. Построение отношений с клиентами и другими фрилансерами необходимо для дальнейшего масштабирования. Будьте отзывчивы и профессиональны в общении, и делайте всё возможное, чтобы превзойти ожидания клиентов.
  7. Управляйте своими финансами. Как фрилансер вы несете ответственность за отслеживание доходов и расходов, уплату налогов и управление денежными потоками. Подходите к этому вопросу с умом, но без фанатизма.

Что мешает фрилансерам в общении с заказчиками?

Огромный плюс фриланса — возможность выбирать, с кем работать. Однако, если не следовать основным принципам успешной коммуникации, проблемы могут возникнуть даже с самым лояльным клиентом. Я рекомендую начинать совместную работу, опираясь на следующие принципы:
  • Определите каналы связи. С таким количеством средств коммуникации, доступных сегодня, может быть трудно понять, какой из них использовать для какой цели. Например, для одних клиентов лучший источник связи — электронная почта, а для других — мессенджеры. Обязательно проясните этот момент.
  • Заранее выясняйте масштабы проекта. Непонимание требований проекта, сроков и результатов может привести к недопониманию между обеими сторонами. Чтобы избежать этого, фрилансеры должны убедиться, что у них есть четкое представление о масштабах проекта еще перед началом работы. Создайте краткое описание проекта или контракт, в котором излагаются все детали проекта, включая сроки, этапы и результаты.
  • Убедитесь, что с заказчиком нет языковых и культурных барьеров. Если клиент говорит на другом языке или принадлежит к другой культуре, может быть сложнее понять его потребности и ожидания.
  • Всегда будьте на связи в рабочее время. Если фрилансер слишком долго отвечает на сообщения, клиент может потерять уверенность в успешном завершении проекта. Чтобы избежать этого, фрилансеры всегда должны устанавливать четкие ожидания в отношении скорости реагирования и уточнять, когда будут на связи.

Еще один полезный совет — развивайте новые навыки. Зачастую, клиентам требуется целая команда специалистов. Если вы сможете реализовать часть дополнительных задач, это поднимет вашу ценность в глазах заказчика. Например, вы можете освоить графический дизайн. Он пригодится практически в любой профессии: копирайтер, SMM, SEO-специалист, маркетолог и т. д. Умение создавать качественный визуал поднимет ваш средний доход в 3-4 раза. Обучиться графическому дизайну можно не выходя из дома с помощью моего курса. Подробности здесь: htps://goo.su/pbBNf.

Почему клиенты отказываются от услуги?

На самом деле причин отказа от услуг фрилансера может очень много. И далеко не всегда это вина эксперта. Все люди разные, и можно банально не сойтись во взглядах. Я предлагаю рассмотреть самые частые причины отказа от услуг.
Такие как:
  1. Отсутствие ясности и общения. Я уже говорила о важности непрерывной коммуникации. Если фрилансер пропадает или срывает дедлайны, клиент найдет другого специалиста. Поэтому если вы что-то не успеваете или у вас проблемы со связью, лучше честно предупредить заказчика. Так вы сохраните свою репутацию.
  2. Некачественная работа. Если фрилансер не выполняет работу качественно, это очевидная причина отказаться от его услуг. Чтобы избежать этого, фрилансеры должны выполнять работу так, чтобы она не только соответствовала, но и превзошла ожидания.
  3. Непрофессионализм. Речь сейчас даже не об отсутствии какого-то навыка. Обычно это неспособность своевременно отвечать на электронные письма или звонки, ненадежность или срывание сроков. Фрилансеры должны быть профессиональны во всех своих взаимодействиях с клиентами, а не только в работе.
  4. Завышенная цена. Это особенно актуально для клиентов, которые работают в рамках ограниченного бюджета или ищут экономичные решения. Лучше устанавливать конкурентоспособные цены на свои услуги. Это не значит, что нужно специально занижать стоимость услуг. Просто необходим баланс между ценой и качеством.
  5. Отсутствие специализации. Если клиент ищет специалиста в определенной области, он, скорее всего, выберет фрилансера с опытом работы именно в ней. Фрилансеры должны убедиться, что они обладают необходимыми навыками и опытом для удовлетворения потребностей клиента, прежде чем браться за проект.

Ошибки при составлении договора самозанятого

Важный аспект в работе фрилансера — хорошие отношения с клиентами. А залог таких отношений — грамотно составленный договор. К сожалению, многие фрилансеры допускают ошибки при его составлении или и вовсе его не заключают. Это может иметь серьезные негативные последствия для обеих сторон.
Поэтому обязательно учитывайте:
  1. Основные детали. Это объем работ, условия оплаты, сроки и любые другие важные детали, связанные с проектом. Без договора фрилансер и клиент уязвимы для недопонимания, разногласий и юридических проблем. Договор дает обеим сторонам четкое понимание своих обязательств и ответственности, а также служит отправной точкой в случае возникновения споров.
  2. Ожидаемый результат. Это услуги, которые, как ожидается, предоставит фрилансер. Например, если для написания статьи нанят внештатный писатель, в результатах должны быть указаны длина, формат и стиль статьи. Не указывая результаты, фрилансеры становятся жертвами разногласий с клиентами, у которых могут быть другие ожидания.
  3. Условия оплаты. Касается не только суммы, но и способа оплаты, сроков. Если упустить этот момент, можно получить задержку выплаты или лишнюю двусмысленность, которая приведет к конфликту.
  4. Временные рамки. Фрилансеры должны иметь четкое представление о сроках проекта. Это включает в себя дату начала, крайний срок для каждой вехи и окончательный срок завершения проекта. Включение графика в контракт помогает фрилансеру управлять своей рабочей нагрузкой и гарантировать клиенту, что он сможет выполнить проект вовремя.
  5. Гарантия защиты интеллектуальной собственности. Этот пункт подходит не всем, но лучше про него все же упомянуть. Фрилансеры, которые владеют правами на работу, должны их защищать. В контракте должно быть указано, что клиент не имеет права использовать работу фрилансера для каких-либо иных целей, кроме проекта, указанного в контракте, и фрилансер сохраняет за собой авторские права на свою работу.
Начало работы на фрилансе всегда вызывает множество страхов и сомнений. Это абсолютно нормально. Однако если вы составите пошаговый план реализации и четкий график, шансы на успех увеличатся многократно. Я уверена, что у вас всё получится. Просто попробуйте применить вышеописанные советы.
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ?